Пятница, 19.04.2024, 07:41
Приветствую Вас Гость



разработки уроков "Понятие о ССП. Средства связи в ССП".Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Смысловые отнош
[ Скачать с сервера (28.0 Kb) ]18.11.2016, 16:39
Разработка урока русского языка в 9 классе.
Урок № 13-14 Дата проведения урока:
Группа: 91-92.
Тема урока: Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Смысловые отношения между частями ССП.

Цели урока.
1). Образовательная цель: познакомить с разными видами сочинительных союзов и смысловыми отношениями между частями ССП, формировать умения работать с теоретическим материалом; совершенствовать знания о союзе как служебной части речи, уметь определять роль союзов в предложении; научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения; правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения и в сложносочиненном предложении.
2). Воспитательная цель - пробуждать и воспитывать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство коллективизма при работе в группе.
3). Развивающая цель - формировать ассоциативное мышление, культуру речевого общения; содействовать развитию функциональной грамотности учащихся.

Ожидаемые результаты.

В ходе урока учащиеся:
- получат знания о видах сочинительных союзов по значениям,
- повторят знания раздела «Морфология. Виды союзов»;
- будут развивать умения и навыки постановки знаков препинания в ССП при разных союзах.

Тип урока: изучения нового материала.

Формы, методы и приемы обучения: тренинг, работа с презентацией, беседа с лицеистами.

Ресурсы (оборудование, ТСО, дидактические материалы): учебные тексты, мультимедийная презентация, индивидуальные карточки.

Межпредметные и межкурсовые связи: литература.
Ход урока
Этапы урока, регламент Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся Примечание (ресурсы)
Мотивационный этап. Психологический настрой учащихся.
II Вступительное слово учителя. 1 Сообщение темы и целей урока. Запись в тетрадь эпиграф
3. Актуализация учебного материала.2 мин Работа с эпиграфом. Повторение изученного материала о предлоге и союзе как служебных частях речи. Разряды союзов по значению.
4.Операционный этап. 2 мин Слово учителя. Объяснение нового материала. Работа над проблемной задачей. Наблюдение, запись и выводы.
5. Изучение нового материала.5 мин Работа с учебником. Работа в парах. Просмотр текста.
6.Рефлексивный этап.10-15 Создание проблемной ситуации. Приложение. Работа со схемой в учебнике.
7.Применение изученного материала на практике.30 м. Отработка навыка различения разрядов сочинительных союзов. Конструирование сложных предложений. Тренинг
8.Словарно-лексическая работа. Приложение 2. Запись в тетради. Комментирование.
9.Работа по карточкам. Фронтальный опрос. Ответы.
10.Практикум. Упражнения. Отработка навыка постановки запятой в ССП
11. Рефлексия.2 мин Подведение итогов урока: зависимость смысловых отношений между частями ССП от употребления того или иного сочинительного союза Выборочно делают выводы.
12. Домашнее задание. 2 мин Инструктаж по его выполнению:
Каждой группе предлагается выписать из любого литературного текста по 3 предложения с союзами:
1-й группе – с противительными; 2-й группе – с разделительными; 3-й группе – с соединительными.
Кроме этого, двое учеников из 3-й группы получают индивидуальное задание: дать лексический анализ слов прогресс и регресс, из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»,( повести «Бэла». (Рассматривается 5 предложений с союзами и а, но.) Запись в дневники. Задание для сильных учащихся. 1.Самостоятельно составить ССП на каждый вид сочинительных союзов.
2. Выполнить синтаксический анализ 2-3 ССП.
3. Подготовить 3 тестовых задания по разделу «ССП».
13.Выставление оценок учащимся 2 мин Комментирование. Слушают.
14. Окончание урока, рефлексия
(3 минуты) Рефлексия.
Ребята, мне очень хочется спросить вас о том, какое же впечатление оказал на вас этот урок? Ответы
Приложение
Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями, но
(не) умеющий их и (з,с) пользовать,
напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу,
которая (не) умеет плавать.
(А.Л. Минц) Работа с эпиграфом.
Академик Александр Львович Минц: «Ученик, напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать».
Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?(На уроках мы получаем знания, но не всегда можем их применить на практике).
Сегодня у вас есть очередной шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.
Что означает данный фразеологизм? (Ответы учащихся).
Учитель. Восстановите предложение, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания. (Один ученик работает у доски).
Обратите внимание: эпиграф записываем в правой части листа, без кавычек, фамилия автора без скобок, точка не ставится.
1. Повторение изученного материала о предлоге и союзе как служебных частях речи.
Учитель. Сделаем еще один важный шаг: мы должны повторить теоретические сведения о предлоге и союзе как служебных частях речи.
О чем же пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему и цели нашего урока: что мы должны узнать нового и чему научиться?
Учащиеся формулируют тему и цели урока, записывают тему урока в тетради. «Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные».(Слайд 1).
I. Изучение нового материала урока.
1. Работа с учебником. Работа в парах.
Учитель. Просмотрите текст рубрики «Теоретические сведения», определите, почему он разделен на две части? Какая информация оказалась для вас новой?
Ответ учащихся. Из текста рубрики «Теоретические сведения» мы узнали, что союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. Сочинительные и подчинительные союзы делятся на разряды по значению: сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные; подчинительные союзы: изъяснительные, обстоятельственные. (Слайд № 2).
Учитель. Попробуем сконструировать предложения с помощью сочинительных или подчинительных союзов. Пользуясь материалом рубрики «Теоретические сведения», проверим, как умеем различать сочинительные и подчинительные союзы.
Групповое выполнение упражнения.
I группа – первое предложение: Беспрерывно шел дождь, …
II группа – второе предложение: Комната была светлой и уютной, …
III группа – третье предложение: Скоро наступит весна, …
Например. Беспрерывно шел дождь, когда мы отправились в путь.
Скоро наступит весна, и в лесу запоют птицы.
2. Создание проблемной ситуации.
Работа со схемой в учебнике и соотнесение предложенных примеров предложений.
Учитель. Вернемся к теоретическому материалу и посмотрим, какая информация дается о сочинительных союзах, попробуем установить смысловые отношения.
Используя теоретический материал и данные таблицы,
- назовите союз;
- определите, простой или составной;
- приведите пример предложения с использованием данного союза.
Учащиеся дают характеристику союза.
- Союз И – сочинительный, соединительный, простой. В предложении «Язык хлебом кормит и дело портит» обозначает явления, которые происходят одновременно.
- Союз А – сочинительный, противительный, простой. В предложении «В полях снег тает, а в лесу он еще лежит нетронутый» обозначает, что одно явление противопоставляется другому.
- Союз ТО … ТО - сочинительный, разделительный, простой. В предложении «То ветер завоет, то сильный дождь польет» указывает на то, что из двух или более явлений возможно только одно.
Учитель. Какой вывод можно сделать?
Учащиеся делают вывод: с помощью союзов устанавливаются разные смысловые отношения в предложении.
Учитель. Теперь мы можем заполнить таблицу(Слайд № 3).
II. Применение изученного материала на практике.
1. Учитель. Какова роль сочинительных союзов? Докажите на материале упр. 731, используя подходящие по смыслу союзы.
Выполнение упражнения по вариантам: I вар. – 1-4 предл; II вар. – 5-8 предложения.
Например. Малыш то смеется, то плачет.
Андрей красив, зато неумен.
Река неглубокая, но широкая.
Старик не только умен, но и хитер.
Повторение орфографии на материале 7, 8 предложений «Условия слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными».
Учащиеся делают вывод: сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и части сложного предложения.
2. Отработка навыка различения разрядов сочинительных союзов.
Учитель. Сконструируйте сложное предложение с помощью:
I ряд (5 предложение) - разделительного союза;
II ряд (6 предложение) - противительного союза;
III ряд: (7 предложение) - соединительного союза.
Запишите полученные предложения, начертите схемы. Например.
То ли неожиданно набежала туча, то ли подул сильный ветер. ТО ЛИ , ТО ЛИ
На дискотеке было очень весело, однако я пошла домой. , , ОДНАКО
Новый фильм мне понравился, и я с удовольствием посмотрю его еще раз с друзьями.
, , И
III. Закрепление изученного материала с помощью ИКТ.
Учитель. Закрепим теоретические сведения о разрядах сочинительных союзов тренингом.
(Слайд № 4).
Приложение № 1
Этот шаг очень важен:
мы должны проверить теоретические знания о предлоге и союзе как частях речи.
1. В русском языке есть ………………… и служебные части речи.
2. Служебные части речи - это…………………………………… .
3. Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется……… .
4. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется…………………………………………………………
5. Союзы бывают простыми и………………………………… .
6. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются………………………………………… .
7. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются…………………………………………………… .
8. Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда:
Соединительные Противительные Разделительные
Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим

(и это и то) Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается

(не то, а это) Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно

(или то, или это)
И

Да (= и)

Также

Тоже

Не только … но и

Как … так и А

Но

Да (= но)

Зато

Однако Или

Или … или

Ни … ни

Либо

То … то

То ли … то ли

Приложение.2 Второй час.
1. Словарно-лексическая работа: двое учеников, получивших индивидуальное задание, рассказывают о лексическом значении слов:
прогресс – поступательное движение вперед, улучшение в процессе развития;
регресс – упадок в развитии чего-либо, движение назад
– и называют их словообразовательный ряд: прогрессировать, прогрессивный, прогрессия; регрессивный, регрессировать. Они же предлагают группам составить с одним из этих слов ССП.

2. Работа по карточкам.
Карточка 1
Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите, где союзы соединяют однородные члены, а где – простые предложения, образующие сложное.
1) Воздух дыш_т весе(н,нн)им ароматом и вся природа оживляется. (М.Ю. Лермонтов)
2) Раз гуляя по лесу я чуть(чуть) не заблудился но к счастью набрел на тр_пу и она привела меня к морю. (Н.Н. Миклухо-Маклай)
3) Скромно вошла зима в б_резовую рощу ул_глась и сразу все вокруг заискрилось и побелело.

Карточка 2
Продолжите каждый из примеров дважды:
а) чтобы получилось предложение с однородными членами, соединенными союзом и;
б) чтобы получилось ССП с союзом и.
1) Небо медле(н,нн)о покрывалось т_желой темной тучей...
2) Снег шел крупными белыми хлопьями, п_хожими на кружевные салфетки...
3) Солнечные лучи в последний раз осв_тили опушку леса...

3. Фронтальный опрос.
– Какие типы ССП вы знаете?
– По каким признакам выделяют типы ССП?
– В каких смысловых отношениях могут находиться части ССП? От чего это зависит?

4. Синтаксический разбор предложения. (Ученик 1-й группы работает у доски.)
В льдистом, необыкновенно синем небе подымалось солнце, но иней на прибрежной траве еще не растаял. (В.К. Арсеньев)

5. Практикум. Основная часть урока проводится в форме практикума, главная цель которого – совершенствовать навык постановки запятой в ССП при различных способах выражения грамматических основ.

Упражнение на различение союзов тоже, также, зато и их омонимов:
1-й группе – придумать и записать предложения с данными союзами (один на выбор), чтобы написание их было различно.
2-й группе – выполнить упражнение § 46.
3-й группе – записать предложения, выделить союзы и грамматические основы.
1. Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом. (Б.Полевой)
2. Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (И.С. Тургенев)
3. Ветер дул все так же незаметно, но туча постепенно уходила за то строение, которое виднелось вдали.
Задания 1-й и 2-й групп проверяются.
5. Отработка навыка постановки запятой в ССП. Упр. Задание для групп одинаковое.
Запишите предложения в тетрадь, выделите грамматические основы и союзы, определите смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
1-й группе – 1-, 4-, 5-е предложения;
2-й группе – 2-, 7-, 8-е предложения;
3-й группе – 3-, 9-, 11-е предложения.

Вывод. Объясните постановку знаков препинания в схеме предложения и завершите утверждения.
[ – = ], и [ – и – = ].
Запятая ставится в случае ___________, так как __________.
(Отделяет друг от друга простые предложения в сложном.)
Запятая не ставится в случае __________, так как __________.(Между однородными членами есть союз и.)
Категория: Русский язык 9 класс
Просмотров: 1546 | Загрузок: 61 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Русский язык 5 класс [1]
Русский язык 6 класс [3]
Русский язык 7 класс [2]
Русский язык 8 класс [2]
Русский язык 9 класс [3]
Русский язык 10-11 класс [1]
Вход на сайт
Калькулятор
Формулы
Площадь треугольника

Основные формулы тригонометрии

Производные основных функций

Линейная функция
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 244
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Друзья сайта