Задача 1. Родственные связи можно представить в виде схемы. Например, на схеме ниже представлена семья с двумя детьми. Такую схему ещё называют родословное или семейное дерево.
Пример.
Прочитай текст и изобрази семейное дерево, включающее всех перечисленных в тексте родственников. Впиши в прямоугольники на схеме имена или имена и отчества родственников.
Меня зовут Светлана. Мою маму зовут Юлия Ивановна, она работает технологом на швейной фабрике. Её родители живут далеко от нас, в деревне Нутрома Тверской области. Бабушка Марина Игнатьевна уже на пенсии, а дедушка Иван Михайлович работает на деревообрабатывающем комбинате. С ними живёт мамин брат дядя Саша, но он поступил в институт и скоро поедет учиться в Тверь. Летом мы ездим к ним в гости.
Моего папу зовут Виталий Владимирович, он водитель автобуса. Когда я была маленькая, мама забирала меня из садика, мы успевали на его рейс и папа довозил нас до дома. Мой дедушка Владимир Миронович тоже работал водителем, но он уже умер. А бабушка Анна Николаевна живёт вместе с нами. Она заботится обо мне и моём братике Вите.
Схема для заполнения.
ПРОВЕРЬ ОТВЕТ
Задача 2. Люба написала сочинение «Наша дача».
Наш дачный посёлок правильно называется «кооператив». У нас есть водонапорная башня, которая на плане обозначена шестиугольником. Башня хоть и ржавая, но работает, и поэтому у нас есть водопровод. Водопровод нам очень нужен, потому что на нашем участке папа сделал бассейн.
Если выйти с нашего участка и повернуть налево, то придёшь к воротам, а если направо, то будет калитка, через которую мы ходим в лес.
Между нашим участком и калиткой есть ещё один участок, там растёт большая ель, а живёт Алексей Петрович. За его участком дача Степана Ивановича. Степан Иванович врач, и в прошлом году он вылечил больную спину Марии Петровне. Мария Петровна тоже наша соседка, только она живёт с другой стороны посёлка у самых ворот. Если въехать в ворота, то справа дача председателя нашего кооператива, а слева как раз дача Марии Петровны, а за ней ещё две: сначала участок Ильи Михайловича, а ближе к калитке — дача Ивана Павловича. Иван Павлович знает все грибы в лесу — какие хорошие, а какие ядовитые. Поэтому, когда мы идём за грибами, всегда зовём его с собой. Он никогда не отказывается, только ворчит, что мы грибы собирать не умеем и наберём поганок.
Рассмотри план дачного кооператива и, пользуясь описанием, которое дала Люба, обозначь цифрами на плане шесть участков.
1. Участок, где живёт автор сочинения Люба.
2. Участок Алексея Петровича.
3. Участок Степана Ивановича.
4. Участок Марии Петровны.
5. Участок Ильи Михайловича.
6. Участок Ивана Павловича.
ПРОВЕРЬ ОТВЕТ
Задача 3. Лена написала сочинение «Мой город».
Меня зовут Лена. Я живу в красивом городе на улице с красивым названием Осенняя. Рядом с нашей улицей Лебяжий пруд, где мы с бабушкой любим гулять. Мы обходим пруд: сначала проходим немножко по нашей Осенней улице, затем поворачиваем налево на улицу Рябиновую, которая идёт вдоль пруда. А с другой стороны к Рябиновой улице примыкает небольшой парк; в парке, правда, много рябин. А ещё там есть качели и карусель. Пройдя через парк, мы выходим на Парковую улицу, которую ещё называют Подковой, потому что она на самом деле изогнутая. Но это не настоящее название, а настоящее название всё-таки Парковая.
Если бабушке нужно в аптеку, то с Парковой улицы мы сворачиваем в Огородный проезд. Он узкий, совсем короткий и наискосок выводит нас на широкую улицу. Она главная в нашем городе и так и называется: улица Широкая. На перекрёстке Огородного проезда и Широкой как раз аптека. Но гуляем мы по воскресеньям. В остальные дни я хожу в школу. Школа тоже рядом с Лебяжьим прудом. Между школой и прудом проходит улица Школьная. Она не очень длинная: она только соединяет Широкую и Осеннюю и больше никуда не ведёт.
Прочти сочинение и рассмотри план. Пользуясь описанием, которое дала Лена, надпиши названия всех улиц и проезда на плане.
ПРОВЕРЬ ОТВЕТ
Задача 4. Вадим написал сочинение «Прогулка в парке» и нарисовал план парка.
В выходные мы с бабушкой пошли в парк рядом с нашим домом. Бабушка уже пожилая, поэтому мы гуляли медленно, и я собрал букет из красивых осенних листьев.
Мы зашли в парк со стороны кафе «Солнышко». Около кафе сходятся три аллейки. Левая ведёт к детской площадке и к тиру, центральная — к каруселям, которые находятся в центре парка, а правая — к памятнику. Мне бабушка говорила, кому поставлен этот памятник, но я забыл.
Сначала мы пошли к тиру. По дороге мы зашли на мою любимую детскую площадку. Бабушка присела отдохнуть, а я пошёл кататься на горку. Накатался вдоволь и даже разбил коленку. Поэтому дальше я шёл почти так же медленно, как бабушка, и даже немного хромал. Мы почти дошли до тира и свернули направо к каруселям. Сейчас карусели уже не работают, их всегда закрывают с осени до весны. Они расположены почти в самом центре парка.
Напротив каруселей, слева от дорожки, есть летний театр. Там бабушка ещё посидела на скамейке, и мы решили, что пора домой. Мы прошли дальше по аллее до фонтана, повернули направо и пошли снова к кафе — на выход.
Рассмотри план парка и, пользуясь описанием, которое дал Вадим, обозначь цифрами на плане шесть объектов.
1. Детская площадка.
2. Фонтан.
3. Тир.
4. Карусели.
5. Кафе «Солнышко».
6. Летний театр.
ПРОВЕРЬ ОТВЕТ
Задача 5. Витя написал сочинение «Поездка в Санкт-Петербург» и начертил схему вагона.
Мы с мамой и папой давно хотели поехать в Санкт-Петербург на несколько дней, но всё не получалось. А тут папа предложил поехать, и ещё позвал наших знакомых: дядю Славу и его сыновей, которые так же, как и я, учатся в четвёртом классе.
Мы с папой сразу стали покупать в интернете билеты на скоростной поезд «Сапсан». Свободных мест было мало, хотя до поездки оставалось ещё две недели. Но всё-таки нашёлся вагон, где было ровно шесть свободных мест, что я и показал на схеме.
Я сидел рядом с Гришей, а сзади нас находился отсек для багажа, где пассажиры оставляют свои чемоданы. Прямо перед нами сидел Миша. Ему не было скучно, потому что он всё время поворачивался к нам, и мы весело разговаривали. Близнецы Миша и Гриша сидели у окна, а мне досталось место рядом с проходом.
Мама сидела одна. Она сама так захотела. Сказала, что устала и хочет поспать в поезде. А папа и дядя Слава сидели вместе у стола в противоположном от нас конце вагона, рядом с тамбуром. Папа сел к окошку, а дяде Славе досталось место около прохода.
Прочти сочинение и рассмотри схему вагона. Пользуясь описанием, которое дал Витя, обозначь цифрами на схеме шесть мест, на которые были куплены билеты.
1. Место Миши.
2. Место дяди Славы.
3. Место Витиного папы.
4. Место Вити.
5. Место Гриши.
6. Место Витиной мамы.
ПРОВЕРЬ ОТВЕТ